II Общероссийская студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум»
15 – 20 февраля 2010 года
 
     

Формирование основ правового сознания у старших дошкольников
Шакурова И.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.

Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.

Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством построения всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.

Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества внесли философы, юристы, педагоги, психологи, учителя-практики.

В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаринцевой, В.В. Тишенко. Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил нам сделать вывод: несмотря на довольно обширный список литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема формирования правового сознания детей дошкольного возраста.

Правовое сознание дошкольников является результатом их правового воспитания. По Мнению М.Н. Микляевой, основы правового сознания дошкольника представляют собой совокупность устойчивых правовых знаний и правовых убеждений, выражающихся в правильном правовом поведении и нравственно-правовых чувствах подрастающего поколения по отношению к окружающему миру.

Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста возможно через формирование трех его компонентов:

- Информационно-познавательного - знания детей о правах, знания об обязанностях;

- Эмоционально-оценочного - оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права;

- Поведенческо-деятельностного - умения и навыки по реализации правового поведения, умение реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ ДСКВ № 34 «Дружная семейка» г. Нижневартовска, в которой участвовало 40 детей: экспериментальная и контрольная группы, 20 воспитателей и 30 родителей воспитанников детского сада.

Для коррекции уровня сформированности информационно-познавательного компонента, обобщенной целью которых является развитие знаний детей о своих правах и обязанностях, широко использовались беседы с детьми о правах и обязанностях, знакомство с правовыми документами.

Следующие мероприятия (рассматривание иллюстраций, беседы по картинке, наблюдение, решение педагогических ситуаций, составление рассказов) были направлены на коррекцию уровня сформированности эмоционально-оценочного компонента правового сознания, их цель: расширить знания детей о нравственно-правовых нормах, о необходимости сопереживать, проявлять заботу и внимание по отношению друг к другу; развитие навыков совместной деятельности, воспитание взаимопомощи, сотрудничества.

Для коррекции уровня сформированности поведенческо-деятельностного компонента использовались методы работы, такие как: организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, упражнение, разъяснение отрицательных поступков, при этом особое внимание обращалось на сам процесс выполнения.

Беседы проводились в такой последовательности: на первых, с целью обогатить знания детей о правах, мы познакомили старших дошкольников с важными международными документами: «Декларацией прав человека» и «Конвенцией прав ребенка».

На следующих: «Что такое право» расширяли знания у детей таких понятий как «право» и «желание». Например: «Наши желания можно разделить на две группы. Одни - просто желания, когда очень сильно чего-нибудь хочется, но без этого можно прожить. Нельзя иметь все, что хочется. Другие желания обязательно надо исполнять, без них нельзя жить никому. Всем необходимо дышать свежим воздухом, пить чистую воду, есть полезную пищу, ходить в детский сад, а потом в школу, читать книги - такие желания называются правами. Право - это правила, по которым живут все люди, взрослые и дети. Никто не должен нарушать права другого человека».

В дальнейшем проводились беседы на темы: «Право на жизнь», «Право на семью», «Право на развитие», «Право на образование», «Право на защиту», «Право на медицинское обслуживание», «Право на особую защиту», «Права и обязанности детей».

Были подобраны педагогические ситуации, игры направленные на развитие одного из компонентов правового сознания: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного, поведенческо-деятельностного.

Показателями того, что дети осознанно оперировали знаниями, служили ситуации, в которых они старались вводить знания своих прав в бытовую деятельность. Так, в игре дети не поделили машинки: Давид С. с возражением говорит: «Костя! Ты не должен нарушать мои права и забирать у меня машинку. Закон одинаковый для всех. Сначала я поиграю, а потом - ты».

Следует отметить, что дети с интересом отнеслись к изучению своих прав. Однако за ходом игры с точки зрения прав, девочки следили больше, они также больше склонны к эмоциональному проявлению чувств, чем мальчики. После чтения сказок, девочки обсуждали проступки сказочных героев, а у некоторых появлялись слезы при чтении произведения. Мальчики больше следили за проявлением прав в бытовой деятельности и друг у друга. Илья В.: «Вот Егор, он ведь не имеет собственного мнения, что ему скажет Антон, то он и делает. Так ведь нельзя! Эмоциональных проявлений со стороны мальчиков замечено не было. Однако в конце формирующего эксперимента, все дети, как мальчики, так и девочки, одинаково успешно оперировали знаниями о правах человека.

Следующим направлением работы являлась организация предметно-пространственной среды, которая способствовала бы накоплению детьми правовых знаний и повышению уровня правового сознания. Игровые уголки были пополнены атрибутами для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, дидактических игр (Мозаика к сказкам «Крошечка-Хаврошечка», «О рыбаке и рыбке», «Золушка», «Морозко» и др. Для родителей созданы: стенд о правах и обязанностях детей, выставка произведений художественной литературы, альбомы о правах и обязанностях детей, уголки для родителей о правах ребенка.

 Эффективность процесса формирования правового сознания детей во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры. Вся деятельность ДОУ и семьи должна строиться на прочной правовой основе. Это возможно лишь в том случае, если воспитатели и родители изучили основные международные документы, регламентирующие работу ДОУ и воспитание дошкольников, в частности, «Конвенцию о правах ребенка», «Декларацию прав ребенка», «Устав дошкольного образовательного учреждения».


ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU

Подробнее об обсуждении студенческих работ